Объявление!

О выборах, пенсионной реформе и будущем России. Официальное заявление руководства НРВР-ВКПб

http://russianew.ru/viewtopic.php?f=120&t=4450

Граждане России! Не откармливайте врагов Родины и Народа! Не платите налоги и поборы антинародной "власти"!
http://russianew.ru/viewtopic.php?f=81&t=4477

Воспитание ребенка. Новорожденные (Младенцы)

Модератор: pinochet

Воспитание ребенка. Новорожденные (Младенцы)

Непрочитанное сообщение admin » 12 апр 2016, 16:50

Воспитание детей — настолько многогранная проблема, что исчерпать ее посредством нескольких статей просто невозможно. Именно поэтому воспитание ребенка — те темы, которые мы поднимаем в своих материалах наиболее часто. В большинстве случаев, воспитание детей в публикациях данного раздела рассматривается с практической точки зрения, так как знания, полученные эмпирическим путем, представляют для родителей наивысшую ценность. Мы приглашаем поделиться своим опытом родителей, психологов, а также тех людей, для которых воспитание детей является основной профессией. Надеемся, наши статьи, а также материалы посетителей сайта превратят воспитание ребенка из мучительного процесса в удовольствие. Согласитесь, это немаловажно, ведь от того, как Вы воспитываете своего ребенка, зависит и судьба следующих поколений. Кроме того, именно воспитание детей закладывает основы восприятия ребенком окружающего мира, его отношение к другим людям, видение себя и своих ближних. Именно родители играют первостепенную роль в становлении человека как личности. Поэтому воспитание детей – очень важный и требующий пристального внимания аспект в развитии и духовном процветании ребенка.

Новорожденные

Аптечка для новорожденного.Все самое необходимое.



Итак, что должно входить в аптечку для новорожденного ребенка:
•стерильная вата - она Вам пригодится для чистки носика, ушей, обработки пупочного кольца. Нельзя у новорожденных использовать ватные палочки, так как ребенок в любую минуту может дернуться и Вашему малышу нанести серьезную травму (повредить барабанную перепонку, носовые ходы и т.д.);
•стерильные марлечки или бинт. После обработки пупочного остатка можно сверху его прикрывать стерильной марлей или бинтом, чтобы не попадала инфекция; Если используется бинт, то его надо обязательно сложить так, чтобы край (с вылезающими нитками) был внутри;
•подсолнечное стерильное масло (продается в аптеке). Им смачивают кончик ватной турундочки, которой чистят носовые ходы и наружные слуховые проходы. Можно использовать для обработки кожи малыша при сильном шелушении;
•раствор перекиси водорода 3% - для обработки пупочной ранки;
•стерильная пипетка, которой Вы будете капать 1-2 капли 3% раствора перекиси водорода на пупочную ранку;
•марганцовка (раствор перманганата калия). 5% р-р перманганата калия используется для боработки пупочной ранки (1-2 раза в день). Его можно * готовым в аптеке (по рецепту врача) или приготовить самостоятельно: 5 гр. КМnO4 на 100 мл воды, затем процедить через три слоя марли, так как, если даже один кристаллик перманганата калия попадет на кожу - это может вызвать серьезный ожог. Для купания малыша необходим слаборозовый раствор КМnO4 (сначала марганцовка разводится в стакане, затем выливается в ванночку). Детскую ванночку лучше иметь белого цвета, чтобы видеть точный цвет получившегося раствора;
•зеленка (раствор бриллиантового зеленого). При отсутствии марганцовки им можно обрабатывать пупочную ранку, однако это хуже, так как за зеленым цветом можно не увидеть начинающееся воспаление.
•Хлорофиллипт (спиртовой раствор). Этот натуральный растительный препарат, который борется со стафилококковой инфекцией. Может пригодиться при любых воспалениях на коже малыша и Вам при мастите.
•Семена укропа, фенхель, ромашка - являются ветрогонными травами и помогают справиться с повышенным газообразованием в кишечнике. Укропную воду готовую можно * в аптеке (рецептурный отдел). Так же укропную воду для малыша можно сделать самостоятельно (1 ч.л. семян укропа на 100 мл воды, заваривать на водяной бане). Готовые чаи от колик (Плантекс) лучше применять у ребенка старше 1 мес. Чай \"Hipp\" разрешен к применению с 4-х месячного возраста.
•\"Эспумизан\" - препарат, который действует только в полости кишечника (не всасывается в кровь). Разбивает стенку газового пузыря, что уменьшает болезненные ощущения в животе у Вашего малыша.
•Клизма №1 (по 25 мл). Лучше * 3 штуки. Из одной сделайте газоотводную трубочку (отрезав верхний свод клизмы, получив воронку), так как настоящие газоотводные трубки для применения у новорожденных неудобны. 2-я клизма - для отсасывания слизи из носика (можно использовать специальный аспиратор). 3-я клизма - используется по истинному ее назначению. Перед тем как вставлять клизму в анальное отверстие, ее надо прокипятить и обработать кончик стерильным маслом;
•Раствор буры с глицерином используется для обработки ротовой полости при выявлении молочницы;
•Череда, ромашка. Заваривают эти травы и добавляют в ванночку для купания малыша. Обладают ранозаживляющим и бактерицидным действием;
•Эффералган 80 mg для ректального применения. Если у малыша поднялась температура >38*С, то нельзя применять анальгин и аспирин. Единственое средство, которое можно использовать у ребенка - это парацетамол, лучше в виде ректальных свечей.


Необходимые мелочи....



Предметы ухода

Ребеночку нужны ежедневные гигиенические процедуры. Для того, чтобы это было максимально комфортно для ребенка и для вас, а также для безопасности вашего малыша необходимо заранее приобрести все необходимое.
•Детская ванночка и стул для ванны (когда ребенок начнет сидеть)
•Термометр для измерения температуры воды.
•Термометр для измерения температуры воздуха
•Прорезыватели для зубов в виде погремушек, колец
•Ватные палочки (с ограничителями)
•Расческа щеточка для волос (для самых маленьких детей)
•Ножницы с тупыми концами



Детская косметика

Для полноценного ухода за ребенком нужны туалетные принадлежности, изготовленные специально для детей. Они безопасны для нежной кожи младенца, не вызывают раздражения слизистых оболочек и аллергических реакций на коже, обеспечивают тщательный уход.
•Детское мыло
•Детский крем
•Детское масло
•Защитный детский крем, детское косметическое молочко
•Детский шампунь
•Детская пена для ванн
•Влажные салфетки
•Гигиенические салфетки, пропитанные маслом
•Присыпка



Аптечка ребенка

Для ухода за ребенком нужны и медицинские принадлежности. Необходимо приобрести все заранее, чтобы в нужный момент быстро использовать.
•Марганцовка
•Стерильный и нестерильный бинт, вата хлопчатобумажная стерильная
•Зеленка
•Бактерицидный лейкопластырь
•Перекись водорода 3%
•Аспиратор (его можно приобрести для отсасывания слизи из носа)
•Клизма: размер-1 (2-3 штуки), одна из них, с отрезанной верхней частью груши, может использоваться в качестве газоотводной трубки
•Термометр для измерения температуры тела (желательно электронный)
•Полихлорвиниловая пленка или специальные детские клеенки



Одежда

Покупая одежду своему ребенку важно * все в достаточном количестве, но и не покупать ничего лишнего - ребенок слишком быстро вырастает и многое приходится менять.
•Пеленки теплые – 4-5 шт.
•Пеленки холодные – 4-5 шт.
•Распашонки легкие – 3-4 шт.
•Распашонки теплые – 2-3 шт.
•Чепчик легкий – 2шт.
•Чепчик теплый – 1 шт.
•Шапочка теплая – 1 шт.
•Ползунки – 5шт.
•Комбинезон легкий – 3 шт.
•Костюм для прогулки – легкий и теплый – 3 шт.
•Трусики, маечки, футболки, боди – несколько комплектов.
•Слюнявчики – 2 шт.
•Фартук для кормления из полихлорвинила – 2 шт.
•Носочки – 4 пары.
•Ботиночки.
•Варежки для самых маленьких (без пальчиков) \'\'антицарапательные\'\'
•Комбинезон для прогулок – 1 шт.
•Постельное белье – 2 комплекта.
•Полотенце для купания – 2 шт.
•Одеяло теплое шерстяное – 1 шт.
•Одеяло байковое – 1 шт.
•Спальный мешок или конверт – 1 шт.



Предметы, которые понадобятся

Все, что вы покупаете для вашего ребенка должно быть максимально удобным и надежным.
•Детская кроватка с жестким матрасом
•Коляска ( со съемной корзиной, ручками по бокам и сзади, с дождевиком, с зонтиком или козырьком от солнца)
•Пеленальный столик
•Шкафчик или комод для детского белья предметов ухода
•Манеж
•Детский стул для кормления
•Рюкзак \"кенгуру\"
•Детское автомобильное сидение
•Средства защиты ребенка \"от современного быта\"




Развитие речи у детей с рождения.



Первый месяц. У ребенка интенсивно развивается головной мозг, физический слух, органы речи, зрительное восприятие. В усвоении речи ведущая роль принадлежит слуху. Если ребенок не слышит, то речь без специального обучения развиваться не может. Многие исследователи отмечают наличие чувствительности к звукам у новорожденных по таким реакциям: изменение общей двигательной активности, сморщивание лба, движения век, вздрагивания, изменения ритма и частоты дыхания, а также поворота глаз и головы к источнику звука, торможения сосательных движений (М.П.Денисова, Н. Л. Фигурин). Приблизительно на 2-3-й неделе появляется новая реакция, по сравнению с уже имеющимися у ребенка при рождении. Она выражается в торможении общей двигательной активности ("слуховое сосредоточение", по М. П. Денисовой, Н. Л. Фигурину). Немного позже, на 3-4-й неделе жизни, как указывают эти же ученые, слуховое сосредоточение можно получить не только на относительно сильный звук, но и на речевое воздействие взрослого. Для появления речи очень важно и зрительное восприятие, которое является основным средством познания окружающего мира на первом году жизни ребенка. У ребенка с первых же дней жизни имеется ряд защитных и ориентировочных зрительных реакций - зрачковый рефлекс, жмурение при ярком свете, поворот глаз и головы к свету, ступенчатое слежение глазами и поворачивание головы вслед за медленно движущимся предметом. На протяжении первого месяца жизни появляются новые зрительные реак-ции: обычно на 3-4-й неделе - зрительное сосредоточение или задержка взора на предмете. На первом месяце жизни увеличива-ется расстояние, с которого ребенок может следить за движущим-ся предметом. Если при рождении это расстояние равно 20-30 см от глаз ребенка, то к концу первого месяца жизни оно уже равно 1 -1,5м. Голосовые проявления в этом возрасте связаны с криком, который имеет разнообразные интонации уже в первые недели жизни. Крик является показателем развития речи. У здорового ребенка он громкий, чистый с коротким вдохом и протяжным выдохом. Насторожить может слишком пронзительный или тихий крик, в виде отдельных вскриков, всхлипываний, которые ребенок произносит на вдохе. В наиболее тяжелых случаях крик может отсутствовать. Второй месяц. Примерно с полутора месяцев появляется гуление - голосовая реакция, состоящая из гласных звуков. Крик становится интонированным. Насторожить может однообразный, неинтонированный крик. Длительность зрительного сосредоточения возрастает, отмечается самостоятельный поворот глаз в сторону предмета. Развивается слуховое восприятие: ребёнок поворачивает голову на звук сбоку, затем на звук над головой - закидывает голову. Третий месяц. Голосовые реакции. Гуление становится разнооб-разнее, появляются согласные звуки г-г-г, б-у, в-и и т. д. Сначала звуки короткие и отрывистые - "гукание" (гортанные звуки "гы", "хы"). В ответ на поощрение ребенок активизирует гуление; происходит как бы разговор, когда взрослые агукают вместе с малышом. Первые вза-имоотношения между ребенком и взрослым строятся на основе эмоционального общения. На улыбку взрослого малыш отвечает улыбкой, на речь взрослого - произнесением звуков. Сенсорные реакции. Происходит активное развитие зрительного и слухового восприятия. Слуховые раздражители вызывают зрительную ре-акцию. На звук человеческого голоса дети поворачива-ют голову и ищут взором говорящего человека; задев игрушку рукой, сразу смотрят на нее. На третьем месяце ребенок следит за движущимся предметом на расстоянии 4-7 метров, за предметом, перемещающимся в разных плоскостях. Общение ребенка со взрослым происходит на основе зрительного восприятия. Зрительное воспри-ятие является основным средством познания окружающего мира в этот период. От трех до пяти месяцев. Голосовые реакции. Гуление пре-образуется в "свирель", то есть произнесение цепочки звуков каскадом. Они становятся продолжительными, певучими и воспроизводят интонацию взрослого, если к этому побуждают взрослые, разговаривая с малышом. Также появляется ритмическое и звуковое подражание. С четырех месяцев ребенок различает фразы взрослого по интонации. Сенсорные реакции. Ребенок длительно удерживает предмет в поле зрения. Прослеживает взглядом за движущимся в разных направлениях предметом. К шести месяцам хорошо определяет направление звука в пространстве. Этот период характеризуется активным развитием руки как органа действия и органа познания. От пяти до восьми месяцев. Голосовые реакции. Главное новообразование - появление лепета. Звуки гуления постепенно заменяются произнесением слогов, заканчивающиеся на гласные звуки: ба, па, ма: Период лепета очень важен, так как малыш подолгу упражняет свой артикуляционный аппарат и тренирует од-новременно физический и фонематический слух. В лепете проявляют-ся интонации удовольствия и неудовольствия. Сенсорные реакции. Малыш начинает понимать жесты окружающих его людей. Развивается начальное ситуационное восприятие обращенной речи. Он находит глазами называемых членов семьи и отчётливо реагирует на чужих людей. От восьми до десяти месяцев. Это период модулированного лепе-та. Ребенок способен по подражанию произносить цепочки повторяющихся слогов. В это время очень важно поощрять ребенка к лепету, так как он уже способен копировать интонацию. Голосом малыш выражает свои потребности и эмоции. Ребенок лепечет в общении со взрослым, внимательно слушает речь взрослого. Голосовые реакции ребенка отделяются от общего комплекса оживления и становятся активной формой общения ребенка со взрослым. Неблагоприятные факторы - носовой оттенок лепета, затухание лепета. Развивается понимание речи. Опорой в этом умении является зрительное восприятие. От десяти до двенадцати месяцев. Дети понимают обра-щенную к ним речь, могут выполнить простые просьбы взрослых, подкрепленные жестами. В активной речи малыша появляются пер-вые слова. Запас слов годовалого ребенка не одинаков: от 2-3 до. 45--20 слов. Есть дети, не имеющие в активном словаре слов, но демонстрирующие приличное понимание речи. Первые слова - это, как правило, ударные слоги знакомых слов: "ка" - каша, "пу" - капуста; простые двусложные слова, состоящие из двух одинаковых слогов: "мама", "папа", "баба" и т.д. Эти слоги и простейшие слова можно назвать словами-пред-ложения ми, так как они обозначают целые понятия, хотя в этих словах-предложениях нет сочетания по грамматическим правилам языка. Итоги первого года жизни Первый год жизни ребенка является подготовитель-ным этапом к периоду овладения речью. В это время у малыша происходит развитие предречевых голосовых реакций: от крика - к гулению, от гуления - к "свирели", от "свирели" - к лепету, от лепета - к первым словам-понятиям. Зрительное восприятие развивается от первичных защитных реакций к способности совме-стного рассматривания. Улучшается физический слух. Если новорож-денный ребенок реагирует только на сильный раздражитель, то к концу первого года жизни он различает отдельные шумы, звуки, интонацию, слушает музыку, тиканье часов. Развитие понимания речи начинается с адекватного реагирования на интонацию в 3 месяца и завершается пониманием отдельных инструкций в конкретной ситуации, выполнением простых просьб, пониманием названий отдельных предметов, узнаванием их на кар-тинках в 11-12 месяцев. Таким образом, к концу первого года жизни возникает общение между ребенком и взрослым не только на эмоциональной основе, но и с помощью речи, то есть происходит становление коммуни-кативной функции речи.


Три стадии развития малыша


Познаем мир через прикосновения
Удивительные открытия малыша начинаются уже в первые минуты после родов. Только в момент рождения его тактильная чувствительность начинает «просыпаться». Малыш впервые узнает, что он может что-то чувствовать, когда Вы берёте его на руки, обнимаете и поглаживаете. Со временем малыш узнает, что различные части его тела по-разному реагируют на прикосновения Ваших рук. В течение нескольких дней после рождения дети видят предметы на расстоянии не больше 30-ти см, да и то только в черно-белом цвете. Но, несмотря на то, что малыши еще не могут сфокусировать взгляд, они уже вовсю изучают окружающий мир через кожу. В этот период она настолько нежна и чувствительна, что любое прикосновение становится значимым. И чем больше тактильных ощущений малыш будет получать, тем больший объем информации будет поступать к нему, способствуя более активному развитию его мозга. Но иногда тактильные ощущения могут стать причиной неудобств. Часто раздражителем нежной кожи новорожденного становится смесь кала и мочи. Поэтому мы советуем использовать те подгузники, которые способны впитывать не только мочу, но и жидкий стул малыша.

Активное движение!

Пришла пора познавать мир в движении! С каким энтузиазмом ребенок изучает все вокруг! Все вокруг вызывает его интерес. И даже положение его собственного тела в пространстве. Малыш держит голову, начинает переворачиваться, пробует садиться, учится ползать. Еще бы: ему надоело лежать на спине, и он проявляет активность. Ребенок начинает ползать совершенно неожиданно: он случайно падает вперед корпусом, опираясь на ручки и ножки, и оказывается на четвереньках. Вот тут-то он и понимает, что в таком положении можно двигаться! Для него на данном этапе совершенно неважно, куда он может добраться, главное – попробовать новые возможности и посмотреть, что из этого получится. Теперь ему не нужно дожидаться, пока родители поднимут и перенесут его в другое место. Туда можно добраться и самому! От папы и мамы в это время потребуется только следить за передвижениями малыша, предупреждая нежелательные падения и ушибы.

Пришла пора убирать тяжелые, хрупкие и опасные для здоровья малыша предметы на самые высокие полки, чтобы любопытный ребенок до них не дополз. Существует много «видов ползания», и малыш сам выбирает для себя наилучший «способ передвижения».

Позаботьтесь о том, чтобы маленькому исследователю ничего не мешало в его постоянных передвижениях, даже когда изучает пространство, переворачиваясь вверх ногами. Ему всегда должно быть комфортно. И в этом не последнюю роль играет подгузник. На этой стадии развития малышу больше всего подойдет тот подгузник, который хорошо сидит между ножек и быстро впитывает в любом положении, даже вверх ногами.

Полная самостоятельность

Наконец-то настал тот долгожданный день, когда Ваш ребенок сделал свой первый шаг! В годовалом возрасте большинство малышей осваивают непростую науку ходьбы. Начав ходить, ребенок чувствует себя более независимым, ничто не стесняет его свободы в познании окружающего мира. При развитии навыков ходьбы у детей наблюдается некоторая неуклюжесть – еще бы, в это время можно набить себе столько шишек! Сначала Вы можете держать малыша за руку сделать несколько шажков вместе, потом отпустить руку. Вы увидите, как малыш продолжает идти – одновременно с некоторым недоумением в глазах и с радостью своей победы. Научившись передвигаться, он сможет больше узнать об окружающем его мире и стать более самостоятельным. В этот период очень важно, чтобы его ничто не отвлекало от процесса исследования. Ведь так жаль прерывать эту увлекательную игру, тем более только для того, чтобы поменять подгузник.
Поэтому в этот период непоседливому малышу больше всего подойдут впитывающие трусики, которые он сможет сам надевать, не отрываясь от игры.

Совет:

Очень хорошо тренироваться ходить на улице, когда малыш занимается с игрушками, которые можно катать перед собой. Возьмите малыша за обе руки и походите вместе с ним. Дома для совершенствования навыков ходьбы может помочь маленький стульчик на колесиках. Малыш опирается на него, и, толкая, передвигается. Пусть дома он ходит босиком, так ему легче почувствовать ступнями пол и балансировать с помощью пальчиков ног. Также Вы можете оставить малыша, опирающегося на какой-нибудь предмет в нескольких шагах от себя. Протяните к нему руки и позовите к себе – чтобы обнять вас, малыш с радостью сделает несколько шажков по направлению к вам.


Как с ними обращаться???


Прежде всего нам хотелось бы развеять устоявшийся миф о первом годе жизни ребенка как о самом тяжелом для родителей. Все зависит от вашего отношения и от того, какой путь вы выбираете. Если вы полны страхов, если вы не верите в силу и возможности своего малыша и в себя как компетентного родителя, если вы хотите делать все "правильно" в соответствии со стандартными рекомендациями, чтобы уберечь его от многочисленных вредностей нашего мира, то да, это гарантия, что вам придется потрудиться и попереживать. Мы же исходим из того, что родительство - не тяжкий труд, а естественный процесс, приносящий удовлетворение и радость. Радость роста, поскольку вы растете вместе с вашим малышом, преодолевая с ним трудности и неудачи, победы и достижения. Он часть вас. Неужели вы хотите, чтобы эта часть была тяжкой ношей? Стоит ли строить из себя героев? Радуйтесь жизни и делайте так, чтобы эта радость была присуща ребенку. Можете себе представить туго спеленутого малыша, оторванного от груди через положенные пятнадцать минут - "чтобы не переел", и при этом улыбающегося?
"Сознательное родительство" предполагает, чтобы все действия родителей по отношению к своему ребенку были осмысленными. Если вы что-то предпринимаете, то необходимо понимать, зачем вы это делаете. Нужно научиться задавать себе этот вопрос. Проделайте следующее. Напишите список всего, что вы собираетесь предпринять в отношении ребенка. Как за ним ухаживать, как кормить грудью, когда и как начинать делать те или иные закаливающие процедуры и т.д. Попытайтесь проанализировать каждый пункт. Каков его источник? Почему и зачем именно так, а не иначе? Если вы не знаете ответа, попытайтесь его найти или подумайте сами. Проделайте это со списком обычных медицинских рекомендаций. Вы обнаружите, что ваши "почему" и "зачем" растут в количестве без всяких ответов. Зачем нужно пеленать ребенка? Почему в первые дни ему не хватает материнского молозива и его нужно докармливать? Почему в год его нужно отлучить от груди? Почему закаливание водой нужно начинать в 2 или в 3 месяца? Почему температуру воды нужно снижать на 1-2 градуса в неделю? и т.д. и т.п.
Постарайтесь оставить в списке лишь то, что вы понимаете, что не кажется вам лишенным здравого смысла. Если вы в чем-то сомневаетесь, используйте правило - не делай другим то, чего не желаешь себе.
1. Положение ребенка во сне
Мы уже говорили о необходимости отказаться от вредной практики пеленания. Тогда как же ребенок должен спать? Ведь он совершает непроизвольные движения, иногда ударяя себя по лицу, может расцарапать кожу, или просто сосет палец. Выход из положения удивительно прост: положите его на животик. Непривычно? Страшно? Давайте подумаем. Видели ли вы когда-нибудь новорожденного детеныша какого-либо животного, спящего на спине? Это бывает исключительно редко, и только когда он прижимается к матери. Поэтому логичнее задать вопрос: почему мы кладем младенцев на спину? Хотя здесь все просто: запеленутый и обездвиженный ребенок, да еще лицом вниз - это уж слишком! Кроме того, маме все время хочется видеть личико своего чада.
Понаблюдаем за только что родившимся ребенком. Какое положение он стремится принять? То, в котором пребывал в утробе матери. Ручки и ножки сгибаются, он как бы собирается в комочек. Это соответствует естественному для этого периода мышечному тонусу. Эта поза обеспечивает ему комфорт. Лежа на животике такое положение принять легче всего. Тенденция принимать это положение сохраняется очень долго. Обычно родители отмечают, что как только ребенка перестают пеленать и он может самостоятельно поворачиваться, эта поза становится для него излюбленной.
В позиции на спине возникают растягивающие напряжения - ребенок стремится задрать ноги вверх. Пеленание еще более усиливает это напряжение. Ребенок сам начинает распрямлять ноги лишь с ослаблением тонуса. Замечено, что в положении на животе лучше идут процессы пищеварения. Иногда после недель мучений колики, "газики" и запоры проходят за 2-3 дня, стоит лишь начать укладывать ребенка спать в таком положении. В этой позиции существенно облегчается опорожнение кишечника. У детей, проводящих все время на спине, уже через неделю после рождения заметна вялость внутренних органов, сниженная способность производить тепло. Положение на животе вообще позволяет ребенку лучше сохранять тепло. Положение же на спине увеличивает поверхность теплоотдачи. Особенно это усугубляется насильственным вытягиванием ножек при пеленании. Таким образом, можно сказать, что положение на спине не физиологично.
Другая особенность положения на животе в том, что, подбирая под себя коленки, малыш приподнимает нижнюю часть туловища чуть выше уровня головы. При этом улучшается кровоснабжение мозга, как бы частично компенсируя потерю состояния относительной невесомости, в котором ребенок развивался в утробе. Замечено, что при переводе в положение на животик у ребенка быстрее проходят инфекционные заболевания, ниже сама вероятность активизации инфекции.
Весьма распространен страх родителей перед врожденной дисплазией и вывихом бедра у новорожденного. Методика же лечения этого предполагает обездвиживание ребенка на значительное время и, как следствие, отставание в развитии. Врожденная дисплазия связана с недоразвитием тканей тазобедренного сустава. При положении на животе с подобранными ножками создаются оптимальные условия для доразвития тазобедренных суставов. В таком положении вообще лучше кровоснабжение органов таза, что немаловажно для здоровья и развития ребенка. Есть и факторы психического порядка, говорящие в пользу положения на животе. В таком положении у малыша не появляется специфического чувства страха, которое может возникнуть от вида огромного пространства над ним в контрасте с тесной маткой, в которой он провел много времени. Если только что рожденного младенца положить на животик, он ведет себя спокойно и быстро засыпает. При переворачивании на спину он начинает беспокоиться и плакать.
Все можно проверить самим. Сядьте на пятки, разведите колени как можно шире (ступни соприкасаются друг с другом). Наклоняйтесь вперед, пока не ляжете на пол (в идеале нужно лечь на пол верхней частью груди). Постарайтесь при это не приподнимать таз. Голову положите на бок, руки естественно согните и положите ладони по бокам головы. Это хорошо известная в хатха-йоге "поза ребенка". Поначалу она может показаться вам неудобной. Но, привыкнув находиться в ней длительное время (до 3-4 минут), вы ощутите состояние спокойствия, умиротворенности.
Представьте себя новорожденным в еще незнакомом и пугающем мире. Почувствуйте, как эта поза придает вам ощущение некоторой защищенности. Принимайте эту позу, когда у вас трудности с пищеварением. Когда вам холодно, попробуйте также лечь в "позу ребенка" и вы почувствуете, что вам стало теплее. И в этих случаях поставьте себя на место малыша. "Поза ребенка" очень нравится беременным женщинам и является замечательным упражнением. Она дает прекрасный отдых и успокаивает психику.
Иногда родители отмечают, что малыш не хочет спать на животике и ведет себя беспокойно. Как правило, это связано с их неуверенностью в правильности своих действий, что подтверждается тем, что если ребенка уложит спать на живот кто-нибудь другой, для кого нет сомнений в естественности и физиологичности этой позы, то он будет спать совершенно спокойно. В других случаях это может быть связано с реализацией рефлекса, благодаря которому, например, котята или щенки ползут, перебирая лапками, отыскивая материнский сосок. Ребенок так же начинает ползти, как будто что-то ища. Возьмите небольшую подушечку или свернутое одеяло, положите в голове малыша. Уткнувшись макушкой в мягкое препятствие, он тут же успокоится и заснет.
2. Одежда
Наверняка вы не раз видели удивительную картину и, может быть, не задумывались над ее нелогичностью и парадоксальностью. Весна, ярко светит солнце, снег давно сошел, на улице просто жарко. Мама и папа прогуливаются со своим маленьким ребенком, который лежит в коляске и спит. Папа в спортивном костюме, мама в достаточно легком платье. Ребенок же закутан в ватное одеяло, перепоясанное красивой ленточкой. Прекрасно упакованная игрушка…
Вообще же сегодня грудной, и в особенности новорожденный, ребенок просто не мыслится без "упаковки" даже в домашних условиях. Такая "упаковка" превратилась в ритуал, осуществляемый матерью по нескольку раз в день, благодаря чему кожа малыша может хоть на короткие промежутки времени ощутить свежий воздух (а моменты купания должны показаться неописуемо блаженными). У этого ритуала две стороны. Первая - создание младенцу, этому слабому и неприспособленному существу, условий для выживания. Ирония заключается в том, что в создаваемых приведенным ритуалом условиях, еще более усугубляемых боящимися за ребенка родителями, ребенок действительно должен выживать. Все его существование в период новорожденности - это выживание в тех нечеловеческих условиях, которые ему создают.
"Точное название того, что рекомендуется во многих изданиях как одежда новорожденного, должно быть определено как комфортный термостат повышенной влажности. Как иначе назвать сверток, в котором находится младенец, завернутый согласно медицинским предписаниям? Термометр, помещенный внутрь свертка, покажет комфортную температуру (плюс 32-34 градуса), а гигрометр - влажность свыше 90 процентов", - пишет Б. Л. Никитин. Выжить в таких условиях действительно не так-то просто. Для этого нужно обладать выносливостью… новорожденного младенца. Нужно иметь в виду, что дети живут с нами, а не на другой планете. И природа не создала им никаких особых условий. Они живут в том же климате и вдыхают тех же микробов. Мы должны ввести их в этот мир, а не ограждать от него.
Наблюдения за детьми, развивающимися в условиях удовлетворения описанных нами ранее потребностей, показывают, что температура 20-22°C является для них комфортной во время бодрствования в обнаженном состоянии. Если малыш при этом находится на руках у взрослого (это тоже дополнительный источник тепла), то температура может быть и ниже. Если ребенок (обнаженный) спит, достаточно накрыть его тонкой пеленкой и байковым одеялом, а то и просто одной-двумя байковыми пеленками. Фактически же дети прекрасно переносят и более низкие температуры. Иногда случалось, что дети двух-трех месячного возраста практически всю ночь спали (на животе) обнаженными при температуре 14-16°C, выползая из-под одеяла. Тело их ощущалось теплым. Ни на следующий день, ни впоследствии не появлялось никаких болезненных признаков. Что касается критериев одежды для ребенка, то прежде всего это то, как одеваетесь вы. Если вы в одной рубашке, пусть малыш будет не более чем в одной распашонке. Если вы не одеваете шляпу, не надевайте на ребенка чепчик. Одним словом, не одевайте его теплее себя. Когда он спит, ему не нужно одеяло теплее, чем ваше. При прогулках зимой, конечно, следует учитывать, что маленький ребенок не движется так интенсивно, как вы (особенно если он в коляске), поэтому ему требуется более теплая одежда.
В летнюю жару просто положите его голеньким на живот в коляску, прикройте коробку коляски марлей (от посторонних глаз). С самого начала не приучайте детей к чепчикам и панамкам. Если вы на солнце без панамы, не одевайте ее ребенку (нельзя, конечно, оставлять неприкрытого малыша спать на солнце). Не поддавайтесь пресловутым "в ушки надует" и "головку напечет". Ориентируйтесь на себя и на состояние ребенка. Если ребенку холодно или он перегрелся на солнце, то он даст об этом знать либо беспокойством, либо вялостью.
Не приучайте детей к пинеткам и тапочкам. Начните сами дома ходить босиком. Целыми днями дети могут бегать босиком, не нуждаясь ни в какой обуви. "Синие" ножки - не признак переохлаждения, а нормальная сосудистая реакция, предохраняющая организм от потери тепла. Если малыш бодр и весел, не проявляет признаков беспокойства, капризности, вам нет оснований беспокоиться. Но согрейте ему ножки своими руками, когда будете укладывать его спать. Это облегчает засыпание. Вторая сторона ритуала одевания весьма специфична и отражает психологию нашей культуры. Ее можно охарактеризовать так: "товар должен быть в упаковке" или - вы когда-нибудь видели в продаже обнаженную куклу? Кукла обязательно продается с одеждой. Без одежды это полуфабрикат. А можно ли вообще продавать обнаженные куклы, да еще с достоинствами того или иного пола? Как насчет сексуального воспитания? Покажитесь "на людях" с обнаженным младенцем на руках. Скорее всего вас сочтут не совсем здоровыми.
Вид обнаженного младенца многих шокирует. Это хорошо в музеях, на картинах. Но в жизни… Что вас смущает? Его половые органы? Поверьте, что в этом отношении он ни в чем не отличается от вас, и, как всякий нормальный человек, имеет определенный пол, только пока об этом не догадывается. А может быть, вы стесняетесь себя? Тогда это ваши проблемы, и не надо их перекладывать на него. Не смущайте публику, наденьте на него трусики. Но дома, когда вокруг нет посторонних, любуйтесь им. Любуйтесь голеньким, таким как он есть. Ведь он пока еще - дикая, первозданная природа, неповторимая в своей красоте, без всяких лишних добавок. 3. Гигиена и окружающая среда Гигиена преследует цель обеспечения внешних и внутренних условий, благоприятных для организма. Гигиеной мы создаем такие условия, при которых вредоносные для нас факторы не превышали бы некоторого безопасного уровня. Гигиенические действия совершают даже животные. Они вычищают норы, облизывают свою шерсть, купаются в водоемах. Во многом неестественные условия нашей жизни (большая плотность проживания людей, массовое производство продуктов питания и т.д.) требуют и особых гигиенических мероприятий. Однако характерная особенность сегодняшней жизни - это страх перед окружающими нас болезнетворными и вредными факторами, вызываемый воспитываемой с первых дней жизни установкой: мир полон опасностей, он постоянно чем-то нам угрожает. И, конечно же, наибольшей опасности подвергаются новорожденные и грудные дети. Да, действительно, опасностей вокруг нас немало. От каких-то мы должны себя ограждать, другие преодолевать своей внутренней силой и знанием. Но все чаще опасным считается то, что таковым не является. Многочисленные "нельзя" относительно новорожденных и грудных детей предполагают защиту их от этого опасного мира. Не закладывает ли это также с самого раннего детства психологию отчуждения от природы и страха перед ней, порождая стратегию выживания и агрессивного ее "покорения"? И одновременно стратегию методического самоуничтожения в виде вредных привычек и отравления среды своего собственного обитания? Именно факторы, созданные человеком в процессе его деятельности, наиболее опасны для детей. Это загрязненность воздуха выхлопными газами и выбросами предприятий, загрязненность воды, особенно соединениями тяжелых металлов, повышенная радиация, наличие в пище различных искусственных химических соединений, используемых при производстве продуктов питания, большое количество нитратов в овощах и фруктах и т.д. К этим факторам дети не приспособлены эволюционно и, сталкиваясь с ними, часто проявляют повышенную реактивность организма. От этих факторов малыша нужно стараться оберегать. Однако беда в том, что в должной мере это практически невозможно.
Единственным средством защиты ребенка остается повышение его внутренних резервов, достигаемое максимальным созданием естественных условий развития, физической культурой и закаливанием. Экология сегодняшних больших городов такова, что без этого просто невозможно, чтобы ребенок был здоров. Это нужно понять родителям, испытывающим страх перед холодной водой и физическими нагрузками. Часто можно слышать, что ребенок, мол, сам привыкает, адаптируется к этим вредным факторам и становится к ним менее восприимчивым. Это не совсем так. Ребенок действительно адаптируется и с возрастом перестает проявлять бурные реакции организма. Но эти воздействия носят характер патологических стрессоров, и малыш расплачивается за адаптацию к ним снижением своих внутренних резервов и, как следствие, болезнями. Вот по отношению к подобным факторам мы должны соблюдать "тепличность" в первое время жизни. Гуляйте с ребенком вдали от шоссе и заводов, лучше в парках или в лесу. Закрывайте окна и форточки, почувствовав нехорошие запахи. Кормящей матери следует избегать продуктов с химическими добавками и нитратами. Воду для питья отстаивайте в банке около суток. Избегайте контакта малыша с бытовыми химическими веществами. Но "тепличные" условия относительно естественных природных факторов, вызывающих физиологический стресс, приводят только к ослаблению организма и неспособности его противостоять вредным продуктам нашей цивилизации. С самого раннего детства нас учили: микробы вызывают болезни. А кто нас учит, что они нас защищают и помогают нам? Они помогают переваривать пищу. Они живут на нашей коже, образуя мощный слой обороны, не пуская к нам "чужаков", могущих оказаться опасными. Нет, мы усваиваем только одну сторону: микробы опасны, и делаем все, чтобы их не было. Но самое страшное то, что мы их боимся. А между тем ученые давно доказали, что состояние страха значительно снижает иммунитет. И тогда даже свои, "родные" микробы могут оказаться опасными.
Родители, боящиеся за ребенка, передают ему свое состояние, тем самым ослабляя его организм. Так кто в этом случае более опасен - родители или микробы? Поэтому мы еще раз вынуждены повторить: не бойтесь! Относитесь к микробам как к друзьям, помощникам и защитникам. Даже если ваш ребенок заболел, относитесь к его болезни как к процессу, в котором его организм вырабатывает против нее иммунитет. Не бойтесь микробов, но при этом соблюдайте чистоту. "Чистота - залог здоровья", - этот лозунг мы очень любим повторять. Но чем меньше ребенок, тем больше страхов, и тем больше "чистота" стала пониматься в отношении новорожденных и грудных детей как синоним "стерильности". Поэтому весьма уместно уточнение Б.П.Никитина: "Чистота, но не стерильность". Очень часто квартира, где появляется новорожденный младенец, начинает напоминать огромный стерилизатор. Чуть ли не круглые сутки что-то кипятится, проглаживается и дезинфицируется. Ребенок же самым тщательным образом оберегается от всяких "нежелательных" контактов с окружающим. Жаль только, что нельзя "продезинфицировать" самого ребенка. Следует понять, что живущие в нас и на нас микробы и вирусы являются одним из факторов, которые заставляют работать нашу иммунную систему. В стерильной обстановке она детренируется, и встреча даже с самыми безобидными в обычных условиях бактериями может обернуться болезнью. С самых первых моментов после рождения микробы заселяют кожу ребенка (или, как говорят медики, "обсеменяют" его) и его слизистые оболочки. С первыми кормлениями он приобретает кишечную флору. Все это естественно, нормально и предусмотрено природой. Следует, однако, оговориться, что лучше, если эти микробы будут домашними, "своими". (В родильном же доме, являющемся источником разнообразных инфекций, матери следует чаще контактировать с малышом кожа-к-коже, создавая ему такую же флору, как у себя). Не бойтесь пускать ребенка ползать на пол. Не замыкайте его в специальной клетке-манеже. Не бойтесь, если он что-то потянет в рот. Это для него - способ почувствовать форму и качества исследуемого предмета. Главное, чтобы все было просто чисто. Следует помнить, что слюна обладает достаточно сильным бактерицидным действием (вспомните зализывание ран животными). Запрещая ребенку засовывать в рот игрушку, мы не только лишаем его одного из способов восприятия, но и не даем развиться бактерицидным свойствам слюны. "Стерилизация" новорожденного и его непосредственной среды - пеленок, распашонок (не говоря уже о бутылочках и сосках) - также превратилась сегодня в длительные ритуалы. Они стоят того, чтобы привести их подробно.
"Ежедневный туалет ребенка лучше всего делать утром после кормления, когда мать уже умылась, оделась и позавтракала. При этом следует развернуть и раздеть ребенка, тщательно осмотреть кожу, подмышечные впадины, складки в паховой области и т.д., проверить, нет ли опрелостей и красноты. Все эти места нужно смазать простерилизованным растительным маслом. Обычно смазывают маслом и складки шеи, так как там тоже иногда образуется опрелость. Лицо и руки ребенка моют кипяченой водой. Глаза протирают ватным шариком, смоченным либо кипяченой водой, либо раствором борной кислоты…, проводя ватой от наружного угла глаза к носу. Для каждого глаза должен быть отдельный ватный шарик. Нос обычно прочищают ватным жгутиком…, смоченным вазелиновым маслом или кипяченой водой. Ушные раковины по мере надобности прочищают жгутиком из ваты… Руки ребенка осматривают каждый день. Ногти на руках и ногах надо стричь 1 раз в 5 дней… Ножницы для этого должны быть всегда чистыми… Предварительно их либо кипятят, либо протирают спиртом или одеколоном". "Накопившееся за день грязное белье простирывают и кипятят, а если нет возможности прокипятить, то ошпаривают кипятком". Ну, и конечно же: "Мыть ребенка с мылом надо 2-3 раза в неделю".
Начнем с ежедневного туалета. Если кожа вашего ребенка постоянно дышит, если он не знает, что такое пеленание, вам едва ли придется бороться с опрелостями. Опрелость - признак неправильного содержания ребенка в неестественных для организма условиях.
А зачем лезть в каждое отверстие его тела и умывать его кипяченой водой? Не проще ли каждый день купать? Если в этом нет необходимости, не лезьте в ребенка! Он в этом совершенно не нуждается.
Протирайте глаза только при признаках конъюнктивита. Если у ребенка в носу сопли и ему трудно дышать, отсосите их маленьким баллончиком для клизмы или просто ртом. Что же касается ушей, то здесь будьте особенно осторожны. Удаление естественного защитного слоя из уха может привести к его вослалению, особенно после купания или прогулки. Чаще всего дети вообще не требуют чистки ушей. Если ваш малыш здоров и ему не нужны специальные мероприятия - не насилуйте его подобными процедурами.
Кипячение детского белья и, как это обычно принято, проглаживание с двух сторон - это процесс стерилизации. Кроме того, проглаживание электроутюгом образует на ткани слой положительных ионов, вредно влияющих на здоровье. Это приводит к тому, что кожная флора ребенка обедняется, разрушается его естественный защитный барьер, состояние самой кожи заметно ухудшается. Конечно, приятно посмотреть на стопочку проглаженных и аккуратно сложенных пеленок. Но не важнее ли здоровье? Просто стирайте пеленки и сушите. Не тратьте свои силы и время во вред ребенку.
Теперь о мытье ребенка. Где он успевает набрать на себя столько грязи, что требуется мыть его с мылом 2-3 раза в неделю? Вывод напрашивается сам собой - это опять стерилизация. Дадим парадоксальный, на первый взгляд, совет: не мойте ребенка с мылом вообще, если только он в чем-то не испачкался! Просто каждый день купайте его в воде. Состояние его кожи всегда будет хорошим. Мыло, даже самое мягкое, сильно сушит кожу ребенка, уничтожая защитный жировой слой и микрофлору. Для ребенка мытье с мылом (помимо рук перед едой) обычно требуется не раньше, чем с полутора лет, но тоже не слишком часто. Однако не забывайте: купание или душ по возможности каждый день. Совершенно очевидно, что лучший способ укрепить здоровье - усилить естественный иммунитет, естественную способность противостоять болезни. Средства для этого также достаточно очевидны: естественный образ жизни, физическая культура и закаливание, а также повышение уровня cанитарии и гигиены. Мы затронули выше лишь самые принципиальные, на наш взгляд, моменты, сюзанные с естественным взращиванием малыша, не ставя задачу в подробностях описывать все возникающие вопросы и нюансы. В этом нет необходимости. Еще раз отметим, что родительство нельзя свести к списку рекомендаций. Главное - усвоить основные принципы. А дальше - ваше творчество.
Трунов М., Китаев Л., Глава из книги «Экология младенчества. Первый год» (публикуется в сокращении)
Аватар пользователя
admin
Администратор
 
Сообщений: 924
Зарегистрирован: 20 фев 2016, 09:07

Вернуться в Комитет Молодёжи

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron
title=!-- ENDIF --